Славянская Библиотека
Поиск книг:
Главная · Статьи · Библиотека · Форум · Музыка · Видео · Юзербары · Баннеры · Координаты общин · Воистика Руси · Клипы · РОДная Речь · Славянские Праздники · Вестники · Торжок · Русское Зодчество · Здоровый Образ Жизни · РОДные Символы · Рецепты · Национальные Герои · РОДные имена · Русский Календарь · Славянская одежда · Славянские тату · Знаки Зодиака · Месяцеслов · Седмица · Игрища и Забавы · Мы - Славяне! · Аватары · Обряды и ритуалы · Руны Славян · Русские Народные Танцы · Духи и существа · РОДные Боги August 29 2011 00:54:13
Навигация
Главная
Статьи
Библиотека
Вопросы и ответы
Интервью
Форум
Обратная связь
Фото галерея
>>> Поиск <<<
Добавить альбом
Добавить видео
Добавить книгу

Карта Сайта
Ссылки
Агитация
Видео онлайн [разработка]

Правила
Сейчас на сайте
Гостей: 4
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 44,320
новичок: жендольф
Последние файлы:
Багряний Шлях - Дивізія Золотого Лева [EP] (2009)
Balmung - Auf Der Suche Nach Thule (2000)
Хорояр - Demo (2011)
Набат - Голод [Demo] (2000)
Hypnoz - Хроника Пленных (1999)
Варта - Хороводы [Demo] (2009)
Велес - Грешный Человече [Demo] (2009)
In Extremo - Siehst Du Das Licht [Single] (2011)
Kamaedzitca - Загінуўшым, але не памерлым [Single] (2011)
ВеданЪ КолодЪ - Слово о полку Игореве (2011)
Сварга / Дрыгва - Вольница [Single] (2011)
Когда песок взойдет
Никита Кожемяка
Айл Вид - Моя вечерняя Русь
Группа Вранъ в Одинцово
Киборг - Бритый и Злой (2001)
Киборг - Rabble (2011)
Киборг - Dictatorship (2010)
Viter / Kings & Beggars - Diva Ruzha [Split] (2011)
Лютоверье – Спела жыта
Наша кнопка:





RSS News
Партнёры:
Счётчики, каталоги и рейтинги:
Голосование
Как часто вы употребляете алкогольные напитки?

Категорически и осознанно отказался от этого яда

Редко, но всё же могу выпить (по праздникам, например)

Выпиваю периодически (по праздникам и когда есть важный повод), ничего такого в этом не вижу.

Потребляю регулярно, да вроде жив ещё.

Для участия в опросах вы должны залогиниться.
Главная » Славянская одежда
О.Н. Крылова - Отражение материальной культуры народа в лексике одежды

 

 

 

     По словам Г. Пауля, все явления, так или иначе затрагивающие душу человека: строение организма, окружающая природа, вся культура, весь опыт и переживания - все это оказывает влияние на язык. Особенности познавательного опыта конкретного этноса, черты материальной и духовной культуры нации воплощаются в единицах лексического уровня языка.

 

     Процесс познания мира человеком можно представить как процесс моделирования окружающей действительности. При этом окружающий мир не просто дублируется с помощью знаковых средств, а оказывается включенным в личностную сферу человека: явления и предметы оцениваются, принимаются или отвергаются человеком, т. е. человек не только познает мир, но и оценивает его стороны и свойства с точки зрения их значимости для удовлетворения своих потребностей. Но, чтобы оценить мир, "человек должен пропустить его через себя".

 

Поскольку "восприятие и осознание человеком мира оказывается производным от культурно-исторического бытия человека", то анализ языковой модели, репрезентирующей это восприятие, дает возможность "погрузиться" в мир ценностей русского народа. Данная статья посвящена лексике, которая тесно связана с материальной культурой народа, его традициями, обычаями. Материалом для исследования послужили наименования женских рубах и сарафанов, зафиксированные в севернорусских говорах.

 

Основные части традиционного женского наряда Русского Севера - рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен - это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что вместе с ней продаешь и свое счастье. Рубаха была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском.

 

Обычно приданое начинали запасать, когда девушка была еще почти ребенком. В Архангельской губернии существовала поговорка: "дочку в колыбельку, приданое в коробейку". Бабка, мать, а с 11 лет и сама девушка ткали холсты и пестряди, вышивали рубахи и полотенца.

 

В старину рубаху шили из льняного или конопляного холста, пропуская цельное полотнище от ворота до подола. Отсюда и название - проходница, бытовавшее в Никольском уезде Вологодской губернии. Также рубаха данного покроя получила название одностан, одностанка - "женская рубаха, сшитая из одного полотнища'". (Волог.). В архангельских говорах женскую рубаху, сшитую из цельных полотнищ, идущих от ворота до подола называли исцельница, пропускница - ельнокроеная женская рубаха": "Была рубаха моя подвенечная, венчалась, стан не отрезной, пропускница" (Пинеж. Арх.). (Пропускной - "цельнокроеный, не отрезной" (об одежде)). Рубахи "исцеленницы" были распространены по рекам Мезени и Пинеге в первой половине и середине XIX века.

 

Для цельных рубах употребляли преимущественно домотканый материал, более состоятельные женщины шили их из полотнищ тонкого холста. Рубахи, составленные из двух частей, чаще шили из разных тканей: верхняя часть, до пояса, которая у северных великорусов называется "рукавами", "воротушкой", - из более тонкой, иногда покупной материи; нижнюю, которую называют "стан", "станушка", "подстава", - из более грубой, домотканой. У южных великорусов "станом" называют верхнюю часть рубахи.

 

В XIX веке цельные рубахи отмечены большей частью как обрядовые - свадебные, "смертные", праздничные; иногда в них косили и жали. Однако в одежде центральной полосы и юга цельная рубаха встречалась чаще, чем в одежде населения северных областей. День первого выгона скота в поле в Егорьев день (иногда раньше или позже - в зависимости от географической зоны) считался праздником. На севере (Олонецкая губерния) этот день имел огромное значение: скот после долгого зимнего стояния, наконец, выгоняли на подножный корм. Все надевали лучшие рубахи, сарафаны, подолы. Особенно большое внимание уделялось одежде молодух первого года замужества. Молодуха надевала рубаху - подольницу, украшенную по подолу широкой полосой вышивки или тканого узора, сверху которой, под сарафан, надевала несколько (до 5 подолов) холщовых юбок, почти сплошь затканных и вышитых разноцветным гарусом. Молодуху, появившуюся на сгоне, односельчанки внимательно осматривали, поднимали подол сарафана - таким образом судили об искусстве хозяйки. Существовал обычай, чтобы нарядно одетая молодуха шла на реку за водой - от этого коровы лучше доились.

 

И на сенокос наиболее нарядные рубашки надевали молодухи первого года замужества. Именно они начинали первыми ворошить сено на покосе. Специально предназначенной для покоса женской одеждой была рубаха - покосница, сенокосница, которую надевали без сарафана, с пояском (Волог., Арх., Олон., Новг., Яросл. и др. губ.). В Кадниковском уезде Вологодской губернии ее называли наподольница: "К сенокосу девки и бабы готовят себе чистые наподольницы - рубахи с вышитыми по подолу из красной бумаги каймами, или с обложенным кругом его лентами и кружевами". В начале XX века в ней нередко сочетались разные ткани: верх (часто шили на кокетке) был из кумача, нижняя часть - из пестряди или синей набойки, по подолу шли полосы браного узора разноцветным гарусом.

 

Бытовали также рубахи, состоящие только из одной верхней части, без пришивного стана. Как правило, они надевались под сарафан. Это отразилось в таких лексемах, как пуповиха (Шенк., Арх.), полрубашье, полрубашьице, полурубашье (Пинеж., Арх.), воротушка (Тотем., Волог.).

 

Интересно посмотреть на покрой женской рубахи, которую невеста надевала на свадьбу. Во время свадебного обряда невеста причитала, "убивалась". Этот функциональный признак нашел отражение в лексеме убивальница - женская рубаха, в которой невеста причитала, "убивалась", взмахивая рукавами" (Шенк., Арх.), Плакальные рубахи Олонецкой губернии с длинными, суживающимися к кисти рукавами (длиною до 100 - 120 см) назывались еще махавки. Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая об ушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье. Рубахи долгорукавки отмечены в отдельных местах Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Тверской, Псковской, Рязанской, Калужской и других губерний. Отсюда становится понятным, почему рубахи с рукавами длиннее рук (со вторым отверстием для кисти руки или без него) в XIX - начале XX века бытовали как свадебные. Они выполняли функции закрывания рук невесты и взмахивания рукавами во время плача.

 

Обращает на себя внимание обычай обязательного покрывания рук участниками свадьбы. Обычай не касаться друг друга голой рукой сохранялся в XIX - начале XX века и был связан с представлениями, что это могло сулить бедность. С таким толкованием обычай бытовал у всех восточных славян и многих их соседей.

 

Еще в древнерусских рубахах рукава делались узкими и длинными, у женских рубах они собирались в складки у запястья и закреплялись браслетами. Во время ритуальных танцев, в обрядовых действах рукава распускались и служили орудием колдовства. Об этом повествует всем хорошо известная русская народная сказка о Царевне-лягушке.

 

В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую, годовую, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству. Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что они способны.

 

Широко распространенным в декоре рубах был мотив ромба - символа плодородия, который соединял в себе женский символ - треугольник острием вниз и мужской символ - треугольник острием вверх. С появлением земледелия ромб стал знаком вспаханного и засеянного поля, а дополненный крючками-отростками - изображением древней богини жизни и плодородия Рожаницы. Её мы встречаем в орнаментах подолов женских рубах-сенокосниц, что легко объяснимо. Ведь первый день сенокоса - это тот момент, когда начиналась заготовка корма скоту на всю долгую холодную зиму, от него, по существу, зависело благосостояние крестьянской семьи в предстоящем году. Орнаментика же рубах была теснейшим образом связана с магией плодородия. Считалось, что, чем богаче украшена рубаха, тем выше репродуктивная сила одетой в нее женщины.

 

Поскольку льняная рубашка воспринималась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали, призванные защищать определенные части тела человека. Прежде всего - ворот, на шее крепится голова и шею надо оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный рабочий орган - руки. Затем большое количество орнаментов помещалось на груди женской рубахи, так как здесь хранилось молоко, а следовательно, и возможность выкормить следующее поколение. И наконец, тщательно оформлялся подол.

 

В 70-х годах XIX века в Архангельской губернии женских рубах в приданом у девушки среднего состояния бывало 10 и более, а у богатых 30 и даже 50 рубах. Особенности в одежде различных по зажиточности групп крестьянства в середине XIX века выражались не столько в покрое и типе одежды, сколько в качестве тканей, употреблении ценных украшений. Богатая невеста должна была иметь весь набор сарафанов, начиная с дорогого шелковинка и кончая будничным крашенинником Шелковинки, атласники, штофники и гарусники были дорогими, надевались по большим праздникам, и их количество у невесты указывало на уровень благосостояния семьи: "Штофник да какой-то гранитурник давала бабка наряжаться" (Пинеж., Арх.); галитурниках венчались, красивы с застежками, синяк такой, только он красивой с вышивкой по подолу да с застежками" (Арх.). Богатые девушки имели по несколько штук каждого вида сарафанов, невеста из семьи среднего состояния - только по одному. Самые бедные девушки и женщины совсем не имели атласников и гарусников, и самой их нарядной одеждой были кумачники и ситечники. Вследствие этого то небольшое количество домотканой одежды, которое они могли изготовить своими силами, они старались как можно наряднее украсить узорным ткачеством и вышивкой: "У меня был атласник, гарусник и канифасовик" (Тарног., Волог.); "У крещеных-то было аглечник да сатинник, агличник только богатые держали, а у бедных не было" (Пудож., КАССР).

 

В бывшем Череповецком уезде Новгородской губернии, как пишет М.К. Герасимов, девушки в соответствии с их богатством или бедностью составляли отдельные хороводы в праздник: наиболее богатым был хоровод "бархатниц", затем - хоровод девушек, одетых в "гарусники" - сарафаны из шерстяной материи, а бедные составляли хоровод из одетых в "ситцевики".

 

Сарафаны из домотканой ткани дубили, то есть красили: красик - "сарафан, сшитый из домашнего холста и выкрашенный в черный или синий цвет'" (Волог.); дубас, дубняк, дубаник - арафан из толстого домотканого холста, окрашенного в синюю или красную краску'" (Волог.), дубяной сарафан (Олон.). В севернорусских областях сарафан иногда окрашивали корнем подмаренника (мареной, матурой). Эта особенность легла в основу номинации следующих лексем: маренник, маредник (Волог.), матурник (Арх.) - арафан из домотканой шерстяной ткани, окрашенной мареной".

 

Русский крестьянский мир жил по своим природным законам, основанным на коллективном принципе жизни. Это осознается и выражается на языковом уровне. За лексической единицей диалектного языка закреплено особое культурное поле, в котором отражены особенности крестьянского мировосприятия. Язык любого народа - это его историческая память, отраженная в слове.

Категория: Славянская одежда | Просмотров: 897

Гость
Имя

Пароль


Запомнить меня

Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама:

"Велесов Круг"
Содружество общин
Часы
Рассылка:
Только для зарегистрированных пользователей
Помощь проекту:

рублей

на счёт 41001213727343

 

Номер счёта (руб.)

R395163901494

Номер счёта ($)

Z101500647946



Куда пойдут деньги?

Администрация:
По всем вопросам пишите на общую почту сайта:
slavlib14@gmail.com

Или через ЛС:
Ярисвету
Зловеду

Чтобы написать им в ЛС нужно кликнуть на их ники. (при условии что Вы зарегистрированы на сайте).
Летоисчисление:
Сегодня:
Copyright © 2006-2011. Все материалы расположенные на этом сайте предназначены исключительно для ознакомления.