Славянская Библиотека
Поиск книг:
Главная · Статьи · Библиотека · Форум · Музыка · Видео · Юзербары · Баннеры · Координаты общин · Воистика Руси · Клипы · РОДная Речь · Славянские Праздники · Вестники · Торжок · Русское Зодчество · Здоровый Образ Жизни · РОДные Символы · Рецепты · Национальные Герои · РОДные имена · Русский Календарь · Славянская одежда · Славянские тату · Знаки Зодиака · Месяцеслов · Седмица · Игрища и Забавы · Мы - Славяне! · Аватары · Обряды и ритуалы · Руны Славян · Русские Народные Танцы · Духи и существа · РОДные Боги May 18 2011 19:20:09
Навигация
Главная
Статьи
Библиотека
Вопросы и ответы
Интервью
Форум
Обратная связь
Фото галерея
>>> Поиск <<<
Добавить альбом
Добавить видео
Добавить книгу

Карта Сайта
Ссылки
Агитация
Видео онлайн [разработка]

Правила
Сейчас на сайте
Гостей: 15
Пользователь: Соловей Будиярович

Пользователей: 42,736
новичок: nikola1z
Последние файлы:
Айл Вид - Моя вечерняя Русь
Группа Вранъ в Одинцово
Лютоверье – Спела жыта
Лютоверье – Студено море
Obscurus Orbis - Follow me up to Carlow
Welicoruss – Слава Руси!
Welicoruss – Славянская Сила
Опричь – Волчья верность
Litvintroll – Пан Манэліг
Litvintroll – Rock'n'Troll
Mondvolland - D'Olde Roop (2010)
Tengereken - Veszerzodes (2004)
Mordaehoth - Eens Weer Prevaleert Het Heidens Hart (2010)
Furor Gallico - Furor Gallico (2010)
Faanefjell - Trollmarsj (2010)
Korpiklaani - Ukon Wacka (2010) [Single]
Falkenbach - Tiurida (2011)
Obscure Valley - Aracê (2010)
Incursed - Morituri (2010)
РарогЪ - Взойди Солнце (2011)
Наша кнопка:





RSS News
Партнёры:
Счётчики, каталоги и рейтинги:
Голосование
Как часто вы употребляете алкогольные напитки?

Категорически и осознанно отказался от этого яда

Редко, но всё же могу выпить (по праздникам, например)

Выпиваю периодически (по праздникам и когда есть важный повод), ничего такого в этом не вижу.

Потребляю регулярно, да вроде жив ещё.

Для участия в опросах вы должны залогиниться.
Славянские праздники :: Славянская седмица

Многие ли из всяк сюда зашедших знают о том, что неделей у славян называлась вовсе не единица времени в семь дней, а последний день недели, именуемый ныне воскресеньем? Издавна на Руси "неделя" называлась седмицей (семь дней), неделей же (от "не-делающий", "не-дельный") был седьмой, выходной день седмицы. Вероятно также, что древняя славянская "неделя" изначально состояла из пяти дней, а семидневной она стала позже. В этом разделе Вы сможете узнать исконные славянские названия дней седмицы (недели).

 

 

 

Откуда произошли названия дней и почему в современной неделе их 7? Известно, что семидневный вариант календаря не был единственным, встречаются упоминания о 3, 5, 8 (римские "восьмидневки", в которых дни "нумеровались" буквами от А до Н, где Н - базарный день), 9 (у кельтов), 10 (древнеегипетские декады), 14 дней (точнее, 14 ночей у древних германцев). Исторические источники датируют первые упоминания о семидневной неделе периодом Древнего Вавилона (около 2 тыс. лет до н.э.), оттуда эта традиция перешла к евреям, грекам, римлянам и арабам. Иудейский историк Иосиф Флавий уже в 1 веке н.э. пишет: "Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день". Считается, что Индия также переняла 7-дневку из Вавилона.

 

У иудеев и христиан ответы на эти вопросы даёт Ветхий Завет, откуда становится ясным, что семидневная структура времени установлена Богом. Как известно, согласно библейской традиции: в первый день творения был создан свет, во второй - вода и твердь, в третий - суша, моря и растительный мир, в четвёртый - светила и звёзды, в пятый - животный мир, в шестой - создан человек и заповедано было ему размножаться, седьмой же день посвящён для отдыха.

 

Семидневная неделя оказалась весьма жизнеспособной, даже переход с юлианского календаря на григорианский не изменил последовательность дней, ритм нарушен не был. Есть и астрономическое объяснение семидневки. 7 дней - это приблизительно четверть лунного месяца. Наблюдение за фазами Луны было для древних наиболее доступным и удобным способом измерения времени. Более тонкое объяснение можно найти в соответствии семи видимых планет дням недели, и именно этот логический ход проливает свет на происхождение современных календарных названий дней недели.

 

Точно не известно, каким днём начиналась и заканчивалась в Древней Руси неделя. Считают, что в быту началом недели было воскресенье, а концом суббота, в церковной же практике неделя начиналась обычно понедельником и заканчивалась воскресеньем. После принятия христианства в 988-989 гг. был введён календарь "от сотворения мира" (по византийскому образцу) и Новый год праздновался 1 марта. При Иване III с 1492 года (7000 год от "сотворения мира") Новый год стал праздноваться с 1 сентября. Пётр I в 1700 году ввёл новый (юлианский) календарь "от Рождества Христова" и Новый год стали отмечать с 1 января. При советской власти в 1918 году был введён нынешний григорианский календарь, который идёт ныне впереди юлианского (старый стиль) на 13 суток (новый стиль), поэтому мы празднуем ещё и старый Новый год (14 января). Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х. и после Р.Х., до или после нашей, или новой эры). Она была создана в 525 году римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым - скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа - 754 год от основания Рима или 284 год до начала эры Диоклетиана. В VI веке эта эра распространяется в Западной Европе, а к XIX веку во всех христианских странах. В России же она была введена императором Петром I с 1 января 1700 года.

 

Таблица 1. Названия дней седмицы (недели) на разных славянских языках.

 

 

В Древней Руси был известен счёт времени неделями, по семь суток в каждой. Отсюда и происходит древнерусское название недели "седмица". В отличии от многих древних календарей, в которых дни недели назывались по именам планет, посвящённых античным богам, древнерусские названия дней седмицы отражали их порядковое положение относительно "воскресенья", называвшегося "неделя" (от "не делать" - не работать, так как это был день отдыха).

 

Понедельник  или понеделок ("после недели", "после неделок"). Неделя - исконное славянское название седьмого дня недели (ныне воскресенья), когда никто ничего не делает. Понедельник - день, как известно, тяжёлый. И название длинное, и приметы суровые: не начинать никакого нового дела - провалится, не отправляться в дорогу - не дойдёшь, не приглашать гостей - всю неделю ходить будут. В этот день тако же не следует делать кваса (традиционного старинного русского напитка), ибо в таком квасе русалки купают утопленников; нельзя разговаривать ни с какими ведьмами и ворожеями, а не то превратятся в собаку и пугать по ночам будут. Два занятия, которыми смело можно заниматься в понедельник, согласно народным приметам, это чихать и рвать зубы. Чихать в этот день - к подаркам, а зубы рвутся безо всяких осложнений.

 

Понедельник на английском - Monday, прямо перекликается с Луной - Moon, ещё нагляднее Dies Lunae (лат.), Lundi (фр.), el Lunes (исп.), Lundei (итал.). Названия понедельник из северных языков, например Måndag (шв.), Maanantai (фин.), Mandag (дат.) связаны с древнегерманским Mánadagr - день Луны. На хинди понедельник - День Луны.

 

Вторник ("второй после недели"). Название этого дня происходит от числительного "второй". В названии вторника Dies Martis (лат.), Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы без труда узнаём планету Марс. В Tiistai (фин.), Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) и в других языках этой группы скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу (Tiu, Ziu) - аналога древнегреческого Марса. На хинди вторник - День Марса.

 

Среда или середа (середина недели) происходит от прилагательного "средний". Посреди этот день стоит лишь в том случае, если считать с недели (воскресенья). Согласно народным поверьям, в среду не следовало переезжать на новое место - долго там жить не будешь, нанимать работников - сбегут и обкрадут, не начинать никаких новых дел и не поминать ведьм и нечистую силу. В славянских названиях "среда", "середа", а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды "третийник".

 

Италийский бог Меркурий легко угадывается в следующих названиях среды: Dies Mercury (лат.), le Mercredi (фр.), Mercoledi (итал.) и el Miercoles (исп.). Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана). Этот же персонаж скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.). Воден - необычный германский бог, изображаемый высоким, худым стариком в чёрном плаще. Этот бог прославился изобретением рунического алфавита, что проводит прямую параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - Меркурием. По легенде Воден (Вотан) ради знаний пожертвовал одним глазом. Заметим тако же, что астрологически Меркурий считается средней, бесполой планетой - ни мужской, ни женской. На хинди среда - день Меркурия.

 

Четверг (четвёртый день седмицы). В славянских языках название этого дня происходит от числительного "четвёртый". В четверг тако же не следовало делать кваса, чтобы "ворона не искупала в нём своих детей". Латинское название четверга Dies Jovis, День Юпитера, дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал), а вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв. и дат.), Donnerstag (нем.) и прочие похожие названия имеют прямую связь со скандинавским богом-громовержцем Тором, аналогом римского Юпитера. На хинди четверг - день Юпитера.

 

Пятница (пятый день после "недели"). Пятница, согласно народным приметам, хуже понедельника и среды вместе взятых. Замужним женщинам нельзя мыть голову, птицеводам - сажать куриц на яйца, мужчинам - выполнять женскую работу (ибо каждая пятница почиталась "женским днём"), иначе их ждут либо ногтоеды, либо неизлечимые заусенцы. Ну и, конечно же, нельзя начинать новое дело: кто в пятницу новое дело начинает, у того оно будет пятиться. Римская богиня Венера хорошо видна в названиях пятницы: Vendredi (фр.), Venerdi (итал.), чуть приглушённее в Viernes (исп.), английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) имеет параллель со скандинавской богиней плодородия и любви Фрейей (Фригге), аналогом греческой Афродиты и римской Венеры. На хинди пятница - День Венеры.

 

Суббота (по-славянски "шестерка" или "шестерик") получила своё название от еврейского слова "саббат" (шаббат, шабаш), в иудаизме - седьмому дню (еврейской "не-деле"), в который следует воздерживаться от работы. С этим же днём недели связано и современное русское выражение "шестерка" в значении "неверный", "неопределённый", "двуличный", так как исконное название дня недели не сохранилось не в одном из славянских языков, а было, фактически, насильно применено нам известное слово "суббота". Вместе с христианством это название этого дня распространилось по всей Европе, дошло до Руси и уже тут приобрело своё современное звучание. Суббота - день светлый, хороший, лёгкий. В отличии от иудейских законов, русские приметы напротив советуют начинать в этот день новые дела, отправляться в дорогу, переезжать на новое место жительства. И не забыть переменить бельё на воскресенье.

 

Название римского бога Сатурна однозначно проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.). Еврейское название "суббота", el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому "шаббат", означающему отдых и покой. В этом смысле с Шаббатом удачно перекликается одно из астрологических значений Сатурна - неподвижность и концентрация. Интересно, что славянские языки, в этом отношении едины с латинскими, и их "суббота" тоже родом от "Шаббата". Lauantai (фин.), Lördag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения", откуда мы узнаём, что раз в неделю древние мылись обязательно. На хинди суббота - День Сатурна.

 

Воскресенье (воскресение) - еженедельный христианский праздник, ставший на Руси названием дня недели, установленный в честь воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. Русские народные приметы советуют посвящать этот день Богу. Это День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова "Sun/Son" (Солнце). Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "День Господень" и наверняка являются "наслоением" принесённым в Европу вместе с христианством. Русское "воскресенье" появилось таким же способом, заменив собой старое название этого дня "неделя", успешно сохранившиеся в других славянских языках (что видно из таблицы 1).

 

Таблица 2. Сопоставление названий дней седмицы и планет им соответствующих.

 

 

Понятие "воскресенье" появилось на Руси лишь после принятия христианства и, поначалу, воскресеньем называли только один день - день начала празднования Пасхи. Только в XVI веке появилось воскресенье как отдельный день "седмицы". О происхождении самого слова "седмица" судить чуть труднее. Было ли оно исконно русским или пришло вместе с азбукой Кирилла и Мефодия? Если это слово было частью языческого древнеславянского календаря, то почему оно вошло в христианский церковный язык? Нынешний православный христианский календарь сплошь состоит из седмиц. Если же принять во внимание, что до сих пор седмицей называется "неделя" в Болгарии и что древнейшие славянские письмена на кириллице (IX-X вв.) были обнаружены также на болгарской территории, то клубок начинает постепенно распутываться. А когда становится известным, что братья-греки Кирилл и Мефодий с детства владели, помимо греческого, древнеболгарским языком, то мы можем сделать предположение, что "неделя" пришла, скорее всего, из Болгарии.

 

По одной из популярных версий старое русское "неделя" (как день) называлось так потому, что в этот день ничего "не делали", отдыхали. А понедельник означает, что он следует после "недели" (нынешнего воскресенья), вторник - второй день после "недели"... Среда, будучи по неоспоримому смыслу серединой недели, указывает на то, что начало недели попадает на воскресенье. Любопытно также, что само слово "неделя" калька с греческого apracos, т.е. не-делающий, не-дельный, праздный. Другими словами, вероятно, что само слово "неделя" было привнесено в русскую культуру оттуда же, откуда и воскресенье.

 

Возможно ли существование другой, более древней недели у славян? Совершенно очевидно, что вторник, четверг и пятница содержат порядковый смысл числительного во всех славянских языках. Даже среда, как известно из старинных источников, имело порядковое название - третийник. Если считать понедельник первым днём, вторник - вторым и так далее, то возникает проблема со средой, которая не оказывается в середине недели. Серединой недели становится четверг, что не логично по всем пунктам. Как же сделать так, чтобы среда была посередине, вторник вторым, четверг четвёртым, пятница пятым днём недели? Сделать это можно лишь одним способом. Следует принять к сведению, что древняя неделя у славян, и на Руси в частности, вполне могла быть 5-ти дневной. В этом случае и среда будет посередине и порядковые названия дней недели будут соответствовать их очерёдности. Гипотеза заключается в том, что древняя неделя была пятидневной, а два других дня (week-end) - субботу (Шаббат) и неделю-воскресенье пристегнули к русскому языку позже.

 

Таблица 3. Реконструкция исконных славянских названий дней седмицы.

 

 

* Примечание: зачёркнуты пришлые неславянские названия дней седмицы.

 



Гость
Имя

Пароль


Запомнить меня

Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама:

"Велесов Круг"
Содружество общин
Часы
Рассылка:
Только для зарегистрированных пользователей
Помощь проекту:

рублей

на счёт 41001213727343

 

Номер счёта (руб.)

R395163901494

Номер счёта ($)

Z101500647946



Куда пойдут деньги?

Администрация:
По всем вопросам пишите на общую почту сайта:
slavlib14@gmail.com

Или через ЛС:
Ярисвету
Зловеду

Чтобы написать им в ЛС нужно кликнуть на их ники. (при условии что Вы зарегистрированы на сайте).
Летоисчисление:
Сегодня:
Copyright © 2006-2011. Все материалы расположенные на этом сайте предназначены исключительно для ознакомления.